22 февраля   впервые в истории Нюрбинского театра состоялась премьера иммерсивного спектакля. Режиссер спектакля Маргарита Васильева –Хотууна к 200-летию Александра Николаевича Островского поставила «Грозу»: «Произведение А.Н.Островского знакомо нам со школьных лет, классика вечна, интересна и актуальна. Мне пришла идея поставить всем известную «Грозу» в другом формате, совсем новом для нас и для наших зрителей. В иммерсивном спектакле нет разделения на зал и сцену, вместо них — единое пространство, по которому гости могут перемещаться наравне с актерами. В новом здании театра есть очень интересные места, которые мы использовали для постановки. Благодарю нашего директора Юрия Алексеевича за возможность экспериментировать, искать новые формы в постановках».

     Художником спектакля является Дария Тартакынова, в постановке использован перевод на якутский язык заслуженного артиста РС (Я) Кирилла Семенова.

Роли исполнили: Савел Прокофьевич Дико́й – отличник культуры РС (Я) Дмитрий Слепцов, Борис Григорьевич – Александр Кириллин, Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – заслуженная артистка РС (Я) Александра Кривогорницына,Тихон Иваныч Кабанов – Ньургун Михайлов,Катерина –Валерия Протодьяконова, Варвара – Мария Мигалкина, Кулигин – Саргылан Третьяков, Ваня Кудряш – отличник культуры РС (Я) Леонид Анисимов, Шапкин – Петр Филиппов, Феклуша – отличник культуры РС (Я) Вера Лазарева,Глаша – Мария Дегтярева, Барыня – отличник культуры РС (Я) Лена Яковлева, Гид – Сайыына Герасимова, Лакей – Роман Семенов, Лакей – отличник культуры РС (Я) Олег Конощук, Человек с собачьей головой – отличник культуры РС (Я) Прокопий Федоров, Читатель – заслуженная артистка РС (Я) Майя Слепцова.

      Иммерсивный спектакль «Гроза» охватил все пространство театра, начался с фойе театра на первом этаже. Гид пригласил всех зрителей на экскурсию в город Калинов, где для горожан и гостей был знаменательный день — «День открытого города». Зрители вслед за артистами перемещались из нижнего этажа в верхнее фойе, коридор. А в зрительном зале на сцене произведение читала заслуженная артистка РС (Я) Майя Слепцова. Тридцать один зритель в течении двух часов наблюдали за историей персонажей Островского, которые в тисках предрассудков, стереотипов и жёстких общественных норм задыхаются без свободы и любви, отчаянно стремятся к гармонии и душевному балансу. Зрители восприняли спектакль с нескрываемым сопереживанием и бурными аплодисментами поздравили артистов. А тема спектакля еще долго обсуждалась.  Всем зрителям в конце были розданы листки бумаги, где они написали свои отзывы.

Алексеева М.В.: «Громом и молнией Маргарита Васильева сегодня огласила Нюрбинский театр премьерой! Сам формат спектакля- иммерсивный, был в новинку, но, то что прожили и пережили мы, немногочисленные зрители, словами не передать. Вся попытка оценки, анализа, похвалы или критики будут бледны и скучны. Можно попытаться сравнить…с грозой. Громом. Молнией. Но, даже это природное явление каждый переживает по своему. Я- пережила. Я- счастлива! Я- горда! За Грозу в Нюрбе! За Гром, напомнившим классику! За молнию, осветившую наши тёмные души… Шла домой и таак потянуло оглянуться назад: чувство, что за мной шла толпа.. Нет, волшебство осталось в Театре, а позади пустая улица Нюрбы».

Борисов Б.И.: «Зерно спектакля, может я ошибаюсь, это мое субъективное мнение, — птичка в клетке, попранная свобода. Если подумать глобально, США хочет попрать свободу России, о чем красной нитью идет мысль во вчерашнем обращении В.В. Путина. Так что Островский в интерпретации Маргариты Васильевой очень даже актуален, друзья!»

Павлова С.В.: «Спектакль уникальный, хочется сразу восхититься смелостью  режиссера Маргариты Васильевой. Ведь ставить иммерсивный спектакль на классику, которая более 160-ти лет не сходит с подмостков сцены- очень смелый, можно сказать, опасный шаг. Оправдан ли риск? Определенно- да!  «Гроза» — считается одной из лучших пьес Александра Николаевича, зрители на протяжении почти двух веков привыкли видеть классическую островскую «Грозу», которая раскрывает проблемы конфликта общества, поколений 19 века. Но классика- остается классикой, именно благодаря тому, что затрагиваемые проблемы всегда актуальны. То. что поставила Маргарита Васильева- находка для молодежи, подростков. Именно такими путями приучим будущее поколение к искусству. Не словом, не призывами с высокой трибуны, а именно — делом. Когда ты — не просто зритель, а участник постановки, актеры создают действительность с помощью зрителя.

Всегда казалось (так и есть), что Кабаниха- монстр, поглощающий светлую душу, сегодня — не исключение, но монстр сегодня — весьма притягательная, сколько харизмы, власти, вседозволенности во взгляде Кабановой? Казалось, если мне прикажет встать- я безропотно поднимусь и превращусь в ее марионетку. Образ Катерины мне показался не до конца чистым и светлым, но стоит отметить отличную игру молодой актрисы. Сцена у бара с Варварой показалась лишней, точнее слишком откровенной для светлого образа запертой птицы-Катерины. Тихон как был «тряпкой», так и успешно передан «тряпкой». Второстепенные персонажи, заняли связующую позицию в пьесе- как и задумано Островским: Сумасшедшая барыня, Феклуша. Они как проводники в мире грехов людей, направляют в нужную сторону грешников. Впечатлил образ мещанина Кулигина — точно передан образ мечтателя и человека — космоса. Дикой — весьма хорош, раскрыта личность в субъективе, в объективе- лично, для меня, не хватило связующего звена между Диким, Кулигиным и остальными. Но, с другой стороны- Дикой, и не заложник темного царства, он- параллельное царство, может и на тон светлее царства Кабанихи.  Образы Варвары и Бориса ближе к классическим, но со своими нотками индивидуализма, каждый их жест, каждая речь- продуманная линия. Борис в конце постановки был ненавистен многим представительницам прекрасного пола в «зале». Варвара — единственный друг Катерины в этом царстве, наконец -то освобождается от темного царства с помощью Кудряша. Детали, локации точно переданы и погружают зрителя в город Калинов (немножко не хватило Волги). Все продумано до мелочей. Спасибо за прекрасный вечер, испытать катарсис- высшая награда для зрителя.

Иннокентьева Н.М.: «Почему ставили спектакль «Гроза» А .Н.Островского многие режиссеры? И почему пошла против удушающей атмосферы всевластия Катерина? И почему только ее образ является словом протеста против всего? История Катерины не банальная измена скучающей купеческой жены, это, в первую очередь, протест против всевластия, удушающей атмосферы «болота», это революционная пьеса того времени, в образе Катерины не только нежность, не только трогательность и любовь должны быть, но, в первую очередь, стремление к свободе. Лично воспринимаю образ Катерины Островского, как человека свободолюбивого, и любовь она воспринимает, как один из способов стремления к ней. Что и является ее трагедией, но в данном спектакле не увидела борьбу в душе Катерины выбора между Богом и Духом Свободы. Катерина чуть ли не задохнулась в этой атмосфере всепоглощающей власти, а Борис дал ей надежду, но обманул. Интересные находки Феклуша (Вера Лазарева), сумасшедшая барыня в подаче Лены Яковлевой, Дикой конкретно убедителен и кого-то очень напоминает, Ванька Кудряш, Варвара прямо слились с образами. Для меня открытием стали молодые люди, игравшие Глашу и Кулигина. Но мы все оказались заложниками «болота», порой даже воздуха не хватало чисто физически. Кабаниха всегда олицетворяла консерватизм, в данном случае всевластие. Из головы не выходит нежная и трогательная Катерина из спектакля, да, такая подача образа точно характеризует нашу с вами жизнь, и огромная благодарность молодой артистке Валерии Протодьяконовой, сумевшей донести этот хрупкий образ».

Федорова А.: «Сходили на очень интересный спектакль, впервые увидела такой спектакль. После просмотра обсуждали целый час. Прошел прекрасный вечер, своего рода мастермайнд.  Подумала, что бы я сделала на месте Катерины, ведь такие люди вроде Кабанихи есть и в наше время. Хорошо, что у нас есть театр, успехов Нюрбинскому театру!»

Бускарова А.: «Необычный, инновационный спектакль, восхитительный, в меру сочетается и в полном объеме передается зрителю душевность того времени и ритм современного. Все персонажи донесли свой посыл до зрителя, впечатлили всех. Уверена, эта постановка ещё долго будет звучать на наших устах. Но…после я задумалась, какие были бы у меня эмоции при классическом просмотре пьесы сидя на кресле?… однозначно я ЗА иммерсивную постановку обеими руками. Нюрбинский театр люблю еще с детства, к нам в Сунтар часто с гастролями приезжали. А сейчас в новом прекрасном здании такие шикарные постановки, новое дыхание, новые горизонты. Желаю дальнейших творческих успехов, новых побед на фестивалях и конкурсах».

Зритель: «Новый, интересный, удивительный спектакль. Никогда ничего подобного не видела. Желаю успехов!»

Лазарева Н.В.: «Очень понравился, рада, что стала первой зрительницей такого необычного спектакля, открыла новое и прекрасное».

Илларионова А.А.: «Гроза» -это удивительный современный спектакль. Мы побывали на разных местах театра. Артисты сыграли убедительно, раскрыли содержание произведения. Спасибо за спектакль режиссеру, артистам. Любимому театру желаю развития и процветания!»

Зритель: «Очень понравился такой формат спектакля. Желаю и дальше ставить такие спектакли».

Елена и Майя: «Мы впервые посетили театр в свободной форме. Почувствовали себя участниками этой драмы. Спектакль наполнен символами и метафорами. В каждой локации ощущается дух спектакля. В какой-то момент мы поняли, что находимся в мире, потерявшем всякую человечность, где живут люди с собачьими головами, где нет светлых чувств и из-за этого страдают люди, в которых еще что-то осталось. Спектакль нас покорил, большое спасибо!»

Поздравление от друзей: «Дорогой наш Юрий Алексеевич, с Премьерой ЭТИҤ-ГРОЗА‼️ Это сильный спектакль‼️классика, переданная новому поколению через их восприятие-это сложно очень.. Но Вы, твой Коллектив -сделал.  Тема злободневна -и мы сталкиваемся ..мне лично, что греха таить -часто к классике надо обращаться и искать пути, анализировать -а то часто живем по накатанной, не оглядываясь. Дорогой Нюрбинский театр, с премьерой‼  как будто побывали».

     Благодарим наших дорогих зрителей и поздравляем всех создателей с премьерой иммерсивной постановки о власти, любви, жажде свободы!  

Похожая запись